Шлю тебе и деткам с любовью низкие поклоны с пожеланием доброго здравия и всякого благополучия. Кланяйтесь от меня всем родным и близким.<…>
Я пока жив и здоров. Нового у нас очень, очень много, пожалуй, и не сумею написать. Во-первых, выдумали выбирать начальство. Из 8 парков в шести уже были выборы. Выбрали, конечно, почти старых начальников. В двух парках командиры их находились в отпуску и просрочили, там выбрали делопроизводителей. В одном парке на место делопроизводителя выбрали старшего писаря своего парка. Делопроизводитель был самый наилучший по знанию дела и аккуратности, а писарь в десять раз хуже его. В нашем парке еще не было выборов. Думаю, что старые же начальники останутся.
В казначействе денег нет, поэтому содержание себе получить не можем. Все парки сидят без денег.
Дело в том, что большевики захватили в Петрограде высшую власть. Во многих местах власть их не признают, здесь, кажется, все признают, по крайней мере наружно, но не сочувствующих много. Банки захватили они же и денег не выпускают. Этим они, большевики, думают заставить признать их власть. По-моему, они едва ли этим чего добьются. Предполагается будто бы все имеющиеся на руках деньги предъявлять в банки и казначейства для наложения штемпеля (печати) иначе деньги без штемпеля будут считаться не действительными. Этим большевики хотят выкачать из деревни деньги, так как теперь вся деньга в деревне. Но это опять-таки принесет ли пользу очень сомнительно. Да и сделать это очень трудно и, пожалуй, даже не возможно: сколько нужно людей для этой работы и какие громадные очереди будут у казначейства. Мне, кажется, что все имеющиеся в деревнях Цивильского уезда деньги можно проштемпелевать в течении одного года. Какая польза от этого большевикам, может и власть их на два-три месяца. Народу теперь этого мало, что большевики могут наобещать, подай ему больше.
В газетах от 2 декабря напечатано, что заключено перемирие до 30 декабря, т.е. почти до нового года. С одной стороны этому нужно радоваться, что и делает простой народ – солдаты, с другой стороны нужно плакать, так как Россия продается за тайные миллионы немцам. Позор и гнет этого мира мы будем чувствовать до конца своих дней, будут чувствовать его даже дети наших детей.
Что-то по всей России плохо. На Дону идет гражданская война: казаки воюют с большевиками, т.е. с приверженцами их. Это русский с русским воюет. Сибирь будто бы отделилась от России, также отделяется Малороссия (хохлы), Белоруссия (это где мы живем) и Финляндия. Кавказ тоже отделяется. Башкиры тоже. Наш Казанский край тоже скажет – отделимся. От Великой России останется только маленький кусочек, Московская область. Немец этому будет радоваться потому, что ему легче будет под свою руку забрать мелкие государства, чем проглотить громадную Россию.<…>
Целую вас всех крепко, крепко. Будьте здоровы.
|