|
За годиной пронеслась година -
Мирный труд, покой и благодать…
В Харбине я вырастила сына,
В Харбине похоронила мать.
И теперь ни от кого не скрою,
Милым городом покорена,
Что мне стала Родиной второю
Приютившая меня страна.
|
В процессе научного описания документов фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики проведена работа по аннотированию фотоотпечатков, которые были созданы в 1920-1935 гг. на территории, относящейся к юрисдикции Китайской Народной Республики – в г. Харбин.
Из-за отсутствия текстовой сопроводительной документации у части фотоотпечатков достоверно установить их авторство, точные время и место создания и определить, кто изображен на снимках, не удалось.
Отобранные к публикации снимки и документы относятся к так называемому харбинскому периоду жизни владельцев фотографий.
Харбин – главный узловой город на манчжурском участке Транссибирской магистрали, которая в 1906 г. пролегла от Читы до Владивостока. Участок назвали Китайско-Восточной железной дорогой – КВЖД. Термины «харбинцы», «харбинские русские», «КВЖДист» вошли в обиход в 1930-е гг., под ними подразумевали выходцев из России, живших в Харбине или имевших отношение к КВЖД.
Значительная часть лиц, работавших на КВЖД, переселилась сюда еще на рубеже XIX—XX вв. в процессе строительства и обслуживания магистрали. В годы революции и Гражданской войны население Харбина пополнилось представителями русского дворянства и купечества, интеллигенции, солдатами и офицерами, участвовавшими в Белом движении. Русское население Харбина было самым большим за пределами России. В этот период формируется уникальная архитектура города, напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, высшие учебные заведения, издавались газеты и журналы. Переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, поэтому щедро жертвовали деньги на ремонт дорог, постройку новых зданий. Еще более двадцати пяти лет Харбин жил так, словно революции и не было1.
После передачи в 1924 г. дороги в совместное советско-китайское управление среди обслуживающего персонала оказались и граждане СССР, командированные на работу на северо-восток Китая.
Продажа 23 марта 1935 г. СССР Маньчжоу-го Китайско-Восточной железной дороги, в соответствии с подписанным в Токио соглашением, вынудила тысячи русских харбинцев – граждан СССР – выехать из Китая. Многие из вернувшихся на родину специалистов, обладавшие высокой квалификацией и ранее работавшие на КВЖД, принимались на работу на советских предприятиях транспорта и промышленности. Выезд в СССР продолжился и в последующие годы. Возвратившись на родину, практически все репатрианты оказались под пристальным вниманием НКВД и, в конечном счете, были репрессированы2. Большинство из них были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности, в частности, согласно приказу НКВД № 00593 от 20 сентября 1937 г.
Судьбы владельцев фотоархивов уникальны и в то же время типичны для того времени. Представленные в подборке фотографии и документы позволяют увидеть, как жили наши соотечественники на территории Китая.
• Жарко
Василий Викентьевич, Жарко (дев. [Шаш])
Александра
Демьяновна
• Новосильцев
Дмитрий Константинович
• Пяткин
Василий
Александрович,
Пяткина (дев. Дробенко)
Пелагея Григорьевна
• Сафин
Миниахмет
• Сахаров
Петр
Михайлович
• Яковлев
Николай
Миронович
Навигационные кнопки представлены в виде символов и картинки:
»» - листание вперед
«« - листание назад
- переход к предисловию
Информационное обеспечение: Н.О. Воропаева
Web-дизайн и программирование: Т.П. Васильева
|