• Завещание чувашскому народу
• Предисловие
• Жизнь, отданная народу
• Симбирская чувашская школа – очаг просвещения и культуры чувашей
• Дело жизни
• Воспитанники Симбирской чувашской школы
• В семейной жизни – радость и опора
• В народной памяти навечно
• Источники и литература
• Составители

• Жизнь, отданная народу •

 

«Я никогда не гонялся за чинами, окладами, повышениями, отличиями, а оставался всегда верен лишь делу образования родного мне народа,  делу, в котором сознавал себя и способным и полезным, а отчасти и незаменимым…»

И.Я. Яковлев
 
 

Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 г. в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне село Тетюшского района Республики Татарстан). Его мать, Настасья Макарова, происходившая из удельных (государственных) крестьян, умерла, когда мальчику было три дня от роду. Осиротевшего Ивана усыновил крестьянин той же деревни Пахом Кириллов. В доме Кирилловых маленький Ваня не был чужим. Его окружали дружелюбие и ласка. Членов большой семьи сплачивал коллективный труд. Только в возрасте 19 лет И.Я. Яковлев узнал, что он вырос в приемной семье, которая стала для него по-настоящему родной. Это обстоятельство нашло отражение в автобиографии, написанной им для поступления в гимназию. В 1867 г. Ивану Яковлевичу довелось ознакомиться с метрической записью, в которой был зафиксирован факт его рождения и крещения.
Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отправили в удельное начальное училище в русском селе Старые Бурундуки, сыгравшее позитивную роль в его судьбе, так как учеба в нем положила начало широкому образованию будущего педагога-просветителя. Обучение осуществлялось на русском языке и потому было тягостным для нерусских детей, не знавших его. Здесь господствовал метод взаимного обучения, заключавшийся в том, что старшие дети, проинструктированные учителем, должны были обучать младших. Программа училища включала закон божий, священную историю, чтение, чистописание, четыре правила арифметики. Ученикам нередко приходилось заниматься зубрежкой, чтобы подготовить урок. В последнем учебном году заведующий училищем священник А.И. Баратынский назначил Ивана Яковлева за высокую успеваемость старостой класса. В годы учебы Иван около двух лет жил в семье Мушкеевых, где он получал истинно русско-православное воспитание. Здесь зарождались в его душе любовь и уважение к русскому народу и русской культуре.
Летом 1860 г. Иван Яковлев блестяще окончил удельное училище, после чего поступил в Симбирское уездное училище, где готовили учителей сельских начальных училищ. Однако все изменилось осенью того же года. В 1861 г. предстояло освобождение крестьян от крепостной зависимости. В связи с предстоящей крестьянской реформой требовались новые аграрные кадры, поэтому при Симбирской гимназии были организованы землемерно-таксаторские классы, куда и был переведен Иван. Здесь готовили таксаторов – оценщиков земли, леса, землемеров и их помощников – мерщиков. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, таксацию и пр. Кроме того, ежегодно в течение двух летних месяцев они должны были проходить практику на полях. Во время обучения в землемерно-таксаторских классах Иван Яковлев познакомился с отставным полковником С.Д. Раевским, который проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее сделал пожертвования на содержание будущего просветителя и его учеников. С помощью семьи Раевских И.Я. Яковлев начал глубже изучать русский язык и литературу, поняв их важное значение в жизни.
По окончании землемерно-таксаторских классов Иван Яковлев получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора и был назначен на штатную должность сельского мерщика в г. Сызрань. В служебных разъездах он знакомился с жизнью местного населения самых разных национальностей. В стремлении к познаниям Иван принял решение продолжить учиться.
Первые попытки уволиться со службы, чтобы поступить в Симбирскую мужскую гимназию, оказались безуспешными: отказ следовал за отказом. Лишь спустя девять месяцев после первого обращения с просьбой освободить от должности ему это удалось, но с большим трудом, так как по закону надо было отработать 10 лет на государственной службе.
Несомненную роль в формировании личности И.Я. Яковлева сыграло развернувшееся в те годы общественно-педагогическое движение. Под влиянием просветительских идей он пришел к выводу, что народ можно вывести из темноты и невежества путем просвещения. Иван Яковлевич считал, что чуваши должны учиться у русских, знать их язык, чтобы приобщиться к великой русской и передовой мировой культуре, духовно объединиться вокруг русского народа. Средством приобщения чувашей к русской культуре должны были стать, по его мнению, родной язык, национальная письменность и школа на родном языке.
После увольнения Иван Яковлев начал собирать документы для представления в гимназию. Директор гимназии И.В. Вишневский готов был принять его без экзаменов. Но Казанский учебный округ разрешил принять в 5 класс после 17 экзаменов за 4 года. Между тем имя Яковлева как мерщика было достаточно известно, чтобы получить предложение выполнить большой объем землемерных работ по частному заказу, который позволил бы ему заработать внушительную сумму. Однако для этого надо было отказаться от подготовки к поступлению в гимназию. И.Я. Яковлев предпочел отвергнуть предложение, чтобы всерьез взяться за геометрию и древние языки. В приготовлениях к экзаменам Ивану большую помощь оказал преподаватель той же гимназии М.В. Арнольдов. Выдержав экзамены, в 1867 г. Яковлев поступил в 5 класс Симбирской мужской гимназии.
Загоревшись идеей обучать нерусских детей, Иван Яковлев приступил к созданию своей школы для подготовки учителей. Она начиналась в 1868 г. с одного ученика. Им стал его односельчанин, товарищ по удельному училищу Алексей Рекеев, которого Яковлев убедил продолжить обучение. С получением свидетельства, предоставляющего право заниматься преподаванием в частных домах, Иван Яковлев занялся репетиторством в купеческих семьях, а на получаемые от этой деятельности доходы содержал свою частную школу. Впоследствии его проект перерос в крупное учебное заведение по подготовке педагогической и творческой интеллигенции, известное как Симбирская чувашская школа. Большую практическую помощь в деле расширения школы оказал инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов. В 1869 г. гимназист Иван Яковлев за успехи в учебе и за примерное поведение был награжден Похвальным листом по решению педагогического совета гимназии.
Летом 1870 г. И.Я. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и выехал в Казань, чтобы поступить в университет. Яковлев стал первым из чувашей студентом Казанского университета. Тогда же он приступил к созданию чувашского алфавита, на разработку которого ушел год. Для студента Ивана Яковлева это был огромный научный прорыв. Чувашский язык наконец становился средством просвещения народа. Большую роль в этом сыграл ученый-ориенталист, профессор Казанского университета Н.И. Ильминский, который передал своему ученику богатый научный опыт, вооружил его специальными знаниями, необходимыми в практике создания чувашской письменности. До встречи с ученым просветительская деятельность И.Я. Яковлева ограничивалась в основном подготовкой в частной школе отдельных юношей, чтобы они в последующем стали проводниками просвещения в народных массах. Однако Н.И. Ильминский доказывал И.Я. Яковлеву, что надо стремиться к просвещению не отдельных представителей, а всей массы чувашского народа.
В январе 1872 г. на основе чувашского алфавита, разработанного Иваном Яковлевым и его единомышленниками, вышел в свет букварь под названием «Книга для обучения грамоте чувашских детей». Первый вариант алфавита имел ряд недостатков, устраненных позже, в результате чего алфавит был максимально приближен к русскому. На основе новой версии алфавита в 1873 г. был издан «Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки».
В 1875 г. Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен исполняющим обязанности окружного инспектора чувашских школ Казанского учебного округа. Теперь на первом плане стояли заботы о народном просвещении в Поволжье. Все поставленные задачи инспектор И.Я. Яковлев выполнил успешно, проявив себя как умелый организатор и новатор педагогической мысли.
В 1877 г. Иван Яковлевич женился на Е.А. Бобровниковой, приемной дочери Н.И. Ильминского, ставшей для своего супруга верной помощницей и соратницей в деле просвещения чувашского народа.
В начале 1900-х гг. на И.Я. Яковлева обрушиваются нападки в связи с обвинениями в «национализме» и «сепаратизме». В мае 1903 г. должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа была упразднена, и работа И.Я. Яковлева была ограничена одной только Симбирской чувашской школой. В 1904 г. И.Я. Яковлев получил чин действительного статского советника. Согласно табели о рангах, введенных Петром I, этот гражданский чин соответствовал воинскому званию генерал-майора.
В сентябре 1919 г. Яковлев официально ушел на пенсию. В октябре 1922 г. он переехал на ст. Елизаветино близ Петрограда к сыну Н.И. Яковлеву, летом 1923 г. – в Москву к сыну А.И. Яковлеву, позже – к дочери Л.И. Некрасовой. Скончался Иван Яковлевич Яковлев 23 октября 1930 г. и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
За годы многолетней службы И.Я. Яковлев был награжден орденами святого Станислава III степени (1878 г.) и II степени (1887 г.), орденом святой Анны III степени (1889 г.) и II степени (1892 г.), орденом святого князя Владимира IV степени (1900 г.); серебряной медалью в память императора Александра III (1896 г.), медалью за труды по I Всеобщей переписи населения (1897 г.), медалями в память 100-летия Отечественной войны 1812 г. (1912 г.) и в память 300-летия царствования дома Романовых (1913 г.).
За свою полувековую общественно-просветительскую и служебную деятельность Иван Яковлевич Яковлев совместно со своими соратниками открыл и преобразовал несколько десятков сельских школ, составил, перевел на чувашский язык и выпустил множество брошюр, учебников, пособий, книг по разным отраслям знаний, способствовал интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, содействовал зарождению чувашской художественной литературы, возникновению зачатков национального музыкального, театрального и изобразительного искусства. Важнейшей частью его духовного наследия стало написанное им завещание чувашскому народу, обобщавшее результаты всей его подвижнической деятельности и имевшее огромное культурно-воспитательное значение.

 
   

 

© БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, 2018 г.