Предисловие Детство и юношеские годы Наш доктор Осипов Семья. Память Авторы



Фотоальбом

Петр Николаевич был не только талантливым врачом и организатором здравоохранения, но он также занимался режиссурой, музыкой, играл на сцене, был писателем и драматургом.
Через два с небольшим месяца после Октябрьской революции, 14 (27) января 1918 г.,  в г. Казань впервые был поставлен на чувашском языке спектакль по пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется».  В этот день Петру Николаевичу исполнилось ровно 18 лет, и на сцене он играл роль Еремки. По прошествии лет П.Н. Осипов вспоминал о своем первом спектакле следующее: «Спектакль прошел успешно. На ура. Мы были чрезвычайно рады от возгласов из зала. Зрители стоя бурно аплодировали нам, и это вдохновляло нас». С этого момента он на долгие годы свяжет свою жизнь с театром.
В 1918 г. творчеством ему удавалось заниматься лишь в свободное от работы время в редакции газеты «Чухăнсен сасси». В марте 1919 г. по ходатайству руководства Чувашского передвижного театра П.Н. Осипов был освобожден от работы в редакции газеты и направлен в театр. За время работы им были сыграны роли Подколесина и Осипа («Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя), Ахова, Дерюгина и Еремки («Не все коту масленица», «Светит, да не греет» и «Не так живи, как хочется» А.Н. Островского), Митрофанушки («Недоросль» Д.И. Фонвизина), Журдена («Мещанин во дворянстве» Мольера), Муромского («Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина), Ухтеркке («На суде» Ф.П. Павлова).
В июле 1920 г. Чувашский профессиональный театр из Казани переехал в г. Чебоксары. В связи с переездом Петра Николаевича освободили от службы в армии в качестве артиста и тут же призвали на срочную службу  по призыву юношей 1900 года рождения. По его просьбе Татоблвоенкомат разрешил ему служить в качестве режиссера чувашской труппы в красноармейском клубе Казанского гарнизона. В августе 1920 г. его демобилизовали из армии как студента-медика, и он возобновил учебу на медицинском факультете  и консерватории. В 1924 г. получил диплом, поступил в ординатуру и в 1927 г. переехал в г. Чебоксары. Перед отъездом по приглашению И.С. Максимова-Кошкинского снялся в роли революционера Тевлета в первом чувашском фильме «Хура юпа» (Черный столб).
По приезду в Чебоксары Петр Николаевич возглавил театр в должности главного режиссера и художественного руководителя параллельно с врачебной деятельностью. За три года работы он наладил финансовое обеспечение театра, расширил кадровый состав, организовал драматическую студию «Театр-студия» для молодежи и актеров, позднее преобразованный в Чебоксарский музыкально-театральный техникум, поставил спектакли, выезжал на гастроли с труппой по республике. После ухода из театра в 1930 г.   П.Н. Осипова пригласили в техникум преподавателем по классу скрипки. Работу в техникуме он оставил в 1934 г. после назначения главным врачом Чебоксарской поликлиники.
Первые попытки в литературной деятельности Петр Николаевич предпринял в 1916 г. после просмотра спектакля по пьесе А. Островского  «Бедность не порок». Впечатления от увиденного побудили его написать на чувашском языке пьесу «Улах» (Посиделки). Увы, она не понравилась его друзьям, и П.Н. Осипов начал ее переделывать. Окончательный вариант напечатал спустя 13 лет под названием «Икě каччăн пěр шухăш» (Соперники).  Еще будучи гимназистом для недавно образованного чувашского театра он перевел на чувашский язык трагедию Ф. Шиллера  «Коварство и любовь», драму Тамайо-и-Бауса «Бедный Йорик», комедию А. Толстого  «Нечистая сила».
В 1926 г. отдельной книгой публикуется пьеса «Кужар». В 1928 г. в журнале «Сунтал» были напечатаны драмы «Ĕмěр сакки сарлака» (Жизнь прожить — не поле перейти), «Трахом юрри» (Песнь трахомы). В драме «Трахом юрри» Петр Николаевич показал распространенность трахомы и его последствия среди чувашского населения. Этой пьесой он ставил задачу заинтересовать молодых людей медициной, чтобы они получили образование и помогали в ликвидации трахомы в Чувашии. В 1933 г. в альманахе «Трактор» выходит его пьеса «Çěнě хум» (Новая волна), в 1936 г. издается пьеса «Кулленхи симфони» (Симфония будней). В этой пьесе анализируются пути развития национальной культуры малых народов.
В 1934 г. П.Н. Осипов был принят в члены Союза писателей СССР, участвовал в работе Первого съезда писателей СССР в Москве.
Спектакль по одной из самых известных пьес Петра Николаевича «Айтар» (Айдар) был поставлен  на сцене в 1937 г. В основе сюжета лежит противостояние богатых и бедных, а также борьба молодых за свою любовь.
В это время по стране начинаются репрессии. Пьесы Петра Николаевича подвергаются необоснованной критике, старший брат Михаил был расстрелян, его все чаще вызывали в Народный комиссариат внутренних дел. После этих событий П.Н. Осипов почти на 20 лет приостановил литературную деятельность.
В 1954 г. после перерыва выходит драма «Юханшыв хěрринче» (На берегу реки), в 1956 г. - комедия «Çыруçемěн — юрату» (Любовь до востребования), 1966 г. - «Сěрме купăс» (Скрипка),  либретто оперы «Вěçленеймен вальс» (Прерванный вальс) и музыкальной комедии «Шуршăл евчи» (Сваха из Шоршел). На написание комедии его вдохновил полет А.Г. Николаева в космос. Музыку написал чувашский композитор А.В. Асламас, слова — народный поэт Чувашии В. Давыдов-Анатри. Пьесы Петра Николаевича ставились на сцене родного Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова, Государственного ордена «Знак Почета» Русского драматического театра, любительских театров при предприятиях  республики.
Он написал автобиографические романы «Элкей таврашě» (Эльгеевы, 1973), «Пиччěшěпе шăллě» (Братья, 1977), «Элкей Павăлě» (Павел Эльгеев, 1984), повествующие о событиях в д. Кудемеры после революции 1905-1907 гг., Первой мировой войны в 1914-1918 гг., Февральской и Октябрьской революции 1917 г., становлении советской власти.

© БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, 2019