• Завещание чувашскому народу
• Предисловие
• Жизнь, отданная народу
• Симбирская чувашская школа – очаг просвещения и культуры чувашей
• Дело жизни
• Воспитанники Симбирской чувашской школы
• В семейной жизни – радость и опора
• В народной памяти навечно
• Источники и литература
• Составители

• Симбирская чувашская школа – очаг просвещения и культуры чувашей •

 

«У меня в жизни не было другой цели, как благо чуваш».

И.Я. Яковлев
 
 

Симбирская чувашская школа как национальное учебное заведение по подготовке кадров интеллигенции из чувашей берет свое начало 28 октября 1868 г., когда гимназист 6 класса Симбирской мужской гимназии И.Я. Яковлев приступил к обучению своего первого ученика Алексея Рекеева, друга по Бурундукскому удельному училищу. Начальные знания и навыки, переданные учителем своему ученику, приехавшему в губернский город, касались норм этикета и светского поведения. Осенью 1869 г. Иван Яковлев расширил свою частную школу за счет двух мальчиков – Ивана Исаева и Василия Кашкарова, которых принял на свой бюджет и устроил в уездное училище. Для них была найдена квартира, куда переселились и друзья Яковлева по гимназии, обучавшие их в свободное время. Вскоре в Симбирск привезли четвертого ученика, Фому Аквинского, и устроили в 1 класс уездного училища.
До выезда в Казань в связи с поступлением в университет в 1870 г. И.Я. Яковлев разработал правила, которыми должны были руководствоваться ученики школы в его отсутствие. Обязанности учителя-наставника в школе было доверено исполнять А. Рекееву, который вел приходно-расходную книгу, получал и расходовал деньги, поддерживал связь с руководителем и пр. С переездом Яковлева в Казань развитие школы зависело от И.В. Вишневского, находившегося во главе народных училищ Симбирской губернии. Он помог выхлопотать для учеников школы ассигнования у Буинского земства. Первым штатным учителем Симбирской чувашской школы вследствие увеличения числа учащихся стал В.А. Калашников, окончивший двухгодичные педагогические курсы при Симбирском уездном училище, который одновременно был домашним учителем детей в семье И.Н. Ульянова.
В 1871 г. для частной школы И.Я. Яковлева настал исторический момент: она наконец получила официальное признание Министерства народного просвещения и была переведена на финансирование из государственного бюджета. Инспектор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов принял деятельное участие в становлении и развитии Симбирской чувашской школы – заботился об улучшении материального положения учащихся, добивался увеличения средств на содержание школы, помогал в организации в ней мастерских, направлял ее воспитанников в Казань на получение звания учителя, устраивал их на службе и пр. Заняв пост директора в том же ведомстве, он продолжил оказывать содействие в росте Симбирской школы.
В начале 1874 г. в школе обучалось 32 ученика и работали двое учителей. Из-за отсутствия своего помещения в течение девяти лет Симбирская чувашская школа была «передвижной» и каждый год меняла свое местоположение. И только в 1877 г. школа заняла двухэтажный каменный дом в Симбирске, полученный годом ранее на средства Министерства народного просвещения. В том же году учебному заведению Яковлева после преобразования его в Симбирскую центральную чувашскую школу было разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа.
В подготовке технических специалистов для Среднего Поволжья большую роль сыграли столярные и сапожные мастерские, открытые в Симбирской чувашской школе. В мастерских учащиеся шили для себя обувь, изготовляли табуретки, столы, оконные рамы и пр. В 1879 г. Яковлев построил в кредит деревянный флигель, переданный в распоряжение мужского училища при Симбирской центральной чувашской школе, а позже – трехэтажное здание, где разместились женское отделение и первый класс мужского училища. С 1883 г. школе стал помогать известный купец, общественный деятель из Симбирска Н.Я. Шатров, ставший почетным блюстителем, а позже почетным попечителем Симбирской чувашской школы, на содержание которой он неоднократно вносил крупные пожертвования.
В 1878 г. при Симбирской чувашской школе без официального согласования открылся женский класс. Расходы по открытию женского отделения взял на себя сам Яковлев, заведовать же им стала его супруга Екатерина Алексеевна. Если учесть, что до Яковлева почти не было женских школ, то его с полным правом можно считать пионером женского образования среди чувашей. Осенью 1890 г. женское отделение было реорганизовано в женское училище. В том же году Симбирская центральная чувашская школа была преобразована в Симбирскую чувашскую учительскую школу, которая стала первым средним профессиональным учебным заведением в истории чувашского народа.
В 1883 г. И.Я. Яковлев взял в аренду для школы заброшенный участок с фермой, превратив его в показательное хозяйство. Благодаря ферме в школе успешно осуществлялось соединение умственного и физического труда, поддерживалась преемственность трудовых традиций. Сами учителя с воспитанниками участвовали в управлении фермой, в сельскохозяйственных работах. Спустя четыре года ферма в образцовом состоянии была возвращена местному обществу сельского хозяйства, при которой организовали сельскохозяйственное училище.
В 1912 г. на участке в 300 гектаров, приобретенном годом ранее, началось строительство фермы, складских помещений, жилых домов, закладка парников. Ферма школы представляла собой целый хозяйственный комплекс. Она почти полностью обслуживалась учащимися и учителями, которые расчищали усадьбы, разводили сады и огороды, выращивали деревья и овощи. В школе весной и осенью проводились праздники древонасаждений, принимавшие массовый характер. Летом 1914 г. И.Я. Яковлев запланировал строительство небольшого кирпично-черепичного завода на территории фермы с целью распространения опыта по подготовке несгораемых и огнеупорных строительных материалов. Однако начавшаяся мировая война помешала осуществлению этого плана.
Симбирская чувашская школа по прилежанию и успеваемости учащихся, по соединению обучения с производительным трудом занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе. В 1896 г. для двух групп учащихся и учителей школы была организована поездка на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Нижний Новгород. Здесь же ее ученики исполнили песнопение перед императором Николаем II и его супругой. Устроители выставки присудили чувашской школе золотую медаль за представленные экспонаты, а за просветительскую деятельность среди нерусских народов наградили дипломом. В отчете выставки давалась высокая оценка работам воспитанниц школы по рукоделию. К этому времени школа была известна не только как учебное заведение, но и как педагогическая лаборатория, центр по повышению квалификации учителей.
Эстетическое воспитание будущих учителей составляло в школе одно из важнейших требований их всестороннего развития. По мнению И.Я. Яковлева, учитель должен уметь организовать хор и играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Более того, в начале 1870-х гг. усилиями В.А. Калашникова в школе был организован хор, который получал приглашения для участия в церковных песнопениях. Благодаря умелой постановке музыкального образования выделились своим талантом ряд учащихся, ставших затем известными композиторами. Ученики также занимались в кружках художественной самодеятельности, рукоделия, резьбы по дереву и т.п. В школе регулярно проводились музыкально-литературные вечера, посвящавшиеся знаменательным датам. В воспитании и образовании немалую роль играла библиотека школы, по богатству и разнообразию книг превосходившая даже библиотечный фонд Симбирской мужской гимназии.
Одновременно с инспекторской деятельностью И.Я. Яковлев занимался и преподавательской работой в своей школе: вел педагогику с психологией, логику, математику, русскую литературу и историю, чтение на чувашском языке; нередко заменял отсутствующих педагогов. Он также руководил педагогической практикой учащихся старших классов Симбирской чувашской учительской школы, учил составлять планы и конспекты уроков, организовывал коллективное обсуждение итогов практики.
На начало 1917 г. Симбирская школа состояла из учительской школы, мужского училища, женского начального училища, женских педагогических курсов. При 35 преподавателях, состоявших при школе, число учащихся достигло 273 человек. Революционные изменения политического и социально-экономического уклада страны, начатые в феврале 1917 г. и продолженные Гражданской войной, не могли не сказаться на существовании и деятельности Симбирской чувашской школы. Внутригосударственная обстановка породила условия, вызвавшие череду организационных трансформаций школы. Незадолго до Октябрьской революции 2 октября 1917 г. Министерство народного просвещения телеграфировало И.Я. Яковлеву решение об утверждении разработанного им проекта учительской семинарии.
В 1918 г. школа была реорганизована в Симбирскую чувашскую двухкомплектную учительскую семинарию, осенью 1919 г. – в трехгодичные Чувашские педагогические курсы, с сентября 1920 г. – в Чувашский институт народного образования, с июля 1921 г. – в Симбирский чувашский практический институт народного образования, с сентября 1923 г. – в Симбирский чувашский педагогический техникум повышенного типа. В 1928 г. детищу И.Я. Яковлева присвоено имя его основателя – Ульяновский чувашский педагогический техникум им. И.Я. Яковлева, а с 1937 по 1956 гг. учебное заведение функционировало как Ульяновское чувашское педагогическое училище.
Симбирская чувашская школа способствовала сохранению чувашской народности, формированию национального языка. По замыслу Ивана Яковлевича Яковлева, школа родного языка должна была поднять его соплеменников на уровень культуры передовых народов. В то же время школа служила базой для подготовки национальных кадров по литературе, музыке, сельскому хозяйству, науке, технике и другим отраслям. Благодаря массовой подготовке учительских кадров значительно расширилась сеть начальных школ, что способствовало росту самосознания чувашской молодежи, крепило ее интерес к русской культуре.

 
   

 

© БУ «Госистархив Чувашской Республики» Минкультуры Чувашии, 2018 г.