|
Иван Яковлевич Яковлев основал Симбирскую чувашскую школу и зажег первый огонек чувашского просвещения, который впоследствии стал центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения культуры и образования чувашей, подготовки учителей.
Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и др.
В школе И.Я. Яковлева расцвел талант великого классика чувашской поэзии К.В. Иванова (1890–1915). В Симбирской чувашской школе учились И.И. Иванов (1848–1883) – писатель, переводчик, очеркист; И.Н. Юркин (1863–1943) – чувашский прозаик, поэт, этнограф и фольклорист; Г.И. Комиссаров (1883–1969) – педагог, историк, литератор; Т.С. Семенов-Тайр (1889–1916) – поэт-революционер; Н.В. Шубоссинни (1889–1938) – видный чувашский поэт и деятель культуры. Заметное и ценное наследие оставили писатели Д.П. Петров (Мěтри Юман) (1885–1939), М.Д. Трубина (1888–1956), С.М. Лашман (1895–1986), Н.К. Патман (1895–1945), И.С. Максимов-Кошкинский (1893–1875), А.В. Васильева-Княгинина (Васся Анисси) (1893-1975), М.Д. Ухсай (1908-1969); композиторы В.П. Пазухин (1889–1917), Г.Г. Лисков 1890–1963), Ф.П. Павлов (1892–1931), С.М. Максимов (1892–1951) и мн. др. Они прославились на всю страну своими стихами, поэмами, песнями, музыкой. Известны имена выпускников школы – общественно-политических деятелей: А.В. Рекеева (1848–1932), М.П. Петрова-Тинехпи (1877–1938), В.А. Анисимова (1878–1938), Д.С. Эльменя (1885–1932), Т.С. Кривова (1886–1966), И.С. Космовского (1895–1919) и др.
Благодаря деятельности И.Я. Яковлева и Симбирской чувашской школы выпускники достигли высоких результатов. Видный исследователь чувашского языка С.П. Горский (1897–1975) внес большой вклад в создание учебных пособий и учебников, упорядочение орфографии, пунктуации и терминологии чувашского литературного языка. На одном уровне с другими великими учеными страны стоял ученый-филолог, тюрколог В.Г. Егоров (1880–1974). Т.М. Матвеев (1884–1936) является основателем чувашской диалектологии, автором первых учебников по родному языку для чувашских средних школ, плодотворно трудился по упорядочению чувашской орфографии. П.О. Афанасьев (1874–1944) – известный педагог, методист русского языка, трудился в вузах и научно-исследовательских педагогических учреждениях Москвы и активно участвовал в строительстве новой школы.
Большинство выпускников Симбирской чувашской школы трудились на ниве просвещения. Учителя любили свою профессию, они отдали себя благородному делу воспитания и обучения детей, давали им глубокие знания, поднимали культуру народа, получили признание общества и государства. Трудовые и общественные заслуги многих учителей оценены государственными наградами. Каждый из них заслуживает добрых слов за бескорыстный труд на благо Отечества.
«Я всегда был убежден и веровал, что чуваши богом не обижены, не менее способны, чем русский простой народ. Если они до сего не представили выдающихся деяний, то можно сказать, что не было благоприятных условий. Я всегда видел доказательства, что чуваши во всех областях могут с успехом заниматься науками и искусствами, в том числе музыкой и литературой», – писал великий педагог И.Я. Яковлев.
Учащиеся 3-го курса Симбирской чувашской учительской семинарии. 1918 г.
ГИА ЧР. Ф. Р-2297. Оп. 1. Д. 27. Л. 3 об. |
|
Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев со своими воспитанниками, обучавшимися в Симбирской чувашской учительской школе. 1925 г.
ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. № 927. |
|
Бывшие воспитанники Симбирской чувашской учительской школы.
ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. № 730.
|
|
Встреча воспитанников Симбирской чувашской учительской школы. 1948 г.
ГИА ЧР. Коллекция фотодокументов. № 13539. |
|
|
|