Петров (Тинехпи) Михаил Петрович родился 16(28) сентября 1877 г. в д. Мунъялы Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Вурнарского района Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье.
В 1887 г. поступил в школу с. Аликово, вскоре перевелся в Яндобинскую школу. В 1890-1897 гг. учился в Симбирской чувашской учительской школе. По окончании М.П. Петров год проработал учителем начального училища в с. Средние Тимерсяны Симбирского уезда, где параллельно собирал чувашские народные песни для языковеда Н.И. Ашмарина.
Желая получить религиозное образование, Петров поступил в Симбирскую духовную семинарию. Окончив ее в 1901 г., руководил двухклассным училищем в с. Сиктерма Спасского уезда Казанской губернии. С 1903 г. преподавал русский язык в Женском училище при Симбирской чувашской учительской школе. В это время Петров помогал И.Я. Яковлеву в миссионерской работе: переводил с русского и церковнославянского на чувашский книги, молитвы, песнопения, участвовал в переводах Нового завета.
В 1905 г. Петров опубликовал свою первую научную работу – этнографический очерк «О чувашах Ядринского уезда Казанской губернии». В июне того же года он женился на выпускнице Симбирской школы Татьяне Павловой, а 1 июля был рукоположен в сан священника. Он служил законоучителем при школе и настоятелем школьной церкви, а с сентября 1906 г. – также законоучителем открытой при школе приходской церкви.
В 1907 г. после бойкота учеников против учителя Д.И. Кочурова и возникшего на этой почве конфликта с Яковлевым Петров вернулся на родину в Ядринский уезд, где служил приходским священником в с. Малое Карачкино.
В 1911 г. он овдовел.
В 1914 г. поступил в Казанскую духовную академию. В 1916 г. в Казани было опубликовано большое сочинение Петрова, посвященное положению нерусского населения в Среднем Поволжье.
В 1917–1918 гг. М.П. Петров принял активное участие в национальном движении чувашского народа, участвовал в проведении собраний чувашского духовенства, выдвигал свою кандидатуру на пост чувашского епископа (архиерея).
В 1918–1919 гг. преподавал чувашский язык, историю и этнографию в Шихранской учительской семинарии, затем служил священником в с. Ишаки Козьмодемьянского уезда. Здесь он во второй раз вступил в брак, вновь с выпускницей Симбирской чувашской школы.
В 1919 г. Петров опубликовал в газете «Канаш» две статьи о принципах адаптации русских заимствований и неологизмах чувашского языка. 12 сентября того же года был избран членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
В начале 1921 г. отказался от сана священника и поступил на работу, а затем и возглавил Переводческую комиссию при Отделе народного образования Чувашской автономной области.
В 1922–1926 гг. Михаил Петрович работал ученым секретарем в Чувашском государственном издательстве. В 1925 г. вышла его работа «О происхождении чуваш», где он отстаивал идеи о гунно-булгаро-чувашской преемственности.
Параллельно в 1920-х гг. он работал в Центральном чувашском музее, в 1926–1930 гг. был его директором, активно пополнял музей экспонатами, собирал письменные источники и литературу.
В 1926 г. участвовал в работе I съезда тюркологов в Баку, в 1929 г. был избран членом-корреспондентом Совета науки и культуры Чувашской АССР. В 1931–1936 гг. работал в Чувашской республиканской научной библиотеке.
В 1937 г. был арестован по обвинению в национализме. В 1938 г. умер в Цивильской тюрьме. Реабилитирован в 1956 г. С 2001 г. в Чебоксарах ежегодно проводятся Петровские чтения, посвященные истории и музееведению. Союзом чувашских краеведов учрежден диплом имени М.П. Тинехпи. |